Надувной бассейн -десять месяцев: человек - амфибия.

16 января 2019

Вода — любимая стихия десятимесячной Марины. Из акватории наполненной ванны вытащить ребенка практически невозможно. Ну разве что переманить в надувной бассейн с водой в центре детской комнаты. В коллекции развлечений девочки он появился в разгар лета и оказался самым подходящим уголком для игр в жаркие дни. Но не простых игр, а развивающих! Чтобы разузнать о пользе занятий за его бортом мы обратились к двум компетентным людям — детскому тренеру по плаванию и детскому психологу.

Свойства предметов

В воде все не так, как на суше: лист бумаги становится мягким и податливым, легко рвется и запросто приклеивается к кафелю. Лоскут ткани впитывает влагу и медленно опускается на дно, а пластмассовый ковш и деревянный кубик даже не думают тонуть. Тело теряет половину веса: движения приобретают уверенность, открываются новые возможности. Водные разминки развивают у малыша так называемый динамический стереотип —фиксацию памяти о движениях, совершенных в бассейне. Пройдет немного времени, и ребенок захочет повторить их на суше. Например, попытается подняться с пола и сделать шаг — ведь в воде это получалось! Состояние невесомости погружает его в воспоминания о прошлой жизни в околоплодных водах, где он чувствовал себя уютно и уверенно. И теперь, в дружественной стихии, вне маминого живота, ребенок испытывает похожие ощущения.

Бассейн заполнен всего наполовину. Марина, прилежная ученица, сидит по пояс в воде и изучает свойства предметов. Три ложки — алюминиевая, пластмассовая и деревянная — ведут себя совершенно по-разному: одна тонет, две остаются на поверхности. Те же метаморфозы происходят с одинаковыми по размерам кубиками из дерева, картона и металла. Первые уроки физики дают представление о силе тяжести и объеме. Тут же можно проверить на практике действие закона Архимеда: вручить малышу пластмассовый стаканчик, наполнить до краев, опустить в него кубик — и посмотреть, что произойдет. Или вложить в руки крохи две емкости разных размеров — пусть переливает воду из одной в другую. Пустая кружка плавает на поверхности, а полная тонет — пустяк для взрослого, но для ребенка — настоящее открытие. Крупинки гречки или пшеницы в теплой воде становятся мягкими и разбухают. Мука слипается в комочки, кристаллики морской соли растворяются и исчезают на дне. Нет, определенно в воде все не так, как на суше!

На дно бассейна детский тренер по плаванью рекомендует опустить фасоль и настоящую гальку, раскрашенную в разные цвета, добавить в воду морской соли и предложить ребенку прогуляться по «каменистому» дну. Преодолеть трудности передвижения помогут мамины руки. Такие прогулки — «стоп-сигнал» развитию плоскостопия, стимуляция биологически активных точек, расположенных на подошвах. Естественный массаж стоп ускоряет кровообращение, повышает гемоглобин, налаживает работу внутренних органов. А разноцветные камешки вундеркинд может доставать со дна и закреплять свои знания в области цветоделения. Кстати, уровень ватерлинии постепенно можно повышать, чтобы однажды, при наклоне за галькой, ребенок окунулся в воду с головой. Это один из способов обучения подводной задержке дыхания.

Ныряем на выдохе!

Инструкторы-пловцы считают: если малыш научился выдыхать и задерживать вдох под водой, значит он уже практически плавает. Упражнения с подводным выдохом имеют и другой, не менее важный смысл — укрепляют грудную клетку, повышают сопротивляемость вирусам и простудам. На практике это выглядит приблизительно так: мамина команда «вдох» соответствует максимальному наполнению легких кислородом, а «выдох» — звуку и движению губ, имитирующему работу мотора в машине. Когда ребенок освоил эти упражнения на суше, на выдохе (с помощью мамы или инструктора) он ныряет и пускает под водой пузыри. Другой способ естественного ныряния — обычные приседания. Присаживаясь, кроха всегда делает выдох. Подобные акватренировки полезны для артикуляции — в будущем у родителей наверняка не будет поводов водить маленького ныряльщика к логопеду. Развивать грудную клетку в воде можно с помощью скользящей по поверхности игрушки. Предложите малышу подуть на нее — помочь кораблю с попутным ветром. Забавно и полезно. Впрочем, успех тренировок зависит от их регулярности.

Как правило, знакомство ребенка с водной стихией тут же окружает родителей плотным кольцом стереотипов. Первый — в уши может попасть вода. Она действительно заполняет ушную раковину, но в этом нет ничего плохого: естественную защиту — барабанную перепонку — еще никто не отменил. Важно правильно нырнуть: так, чтобы ухо не наполовину, а полностью погрузилось в «пучину». Второй предрассудок — температура воды: 36°С подходит исключительно детям первых десяти дней жизни. После этого возраста ее медленно, но уверенно можно понижать до любого комфортного уровня. Чем она ниже, тем активней ведет себя малыш. Кстати, вода для финального обливания должна быть холоднее еще на градус.

Полезных занятий для грудничка в водных широтах бассейна, ванны или обычного таза можно придумать бесконечное множество — например, гидромассаж. Для этого теплые струи душа под водой направляются на спинку (вдоль позвоночника), животик (по часовой стрелке), тазобедренные суставы, ножки и стопы ребенка. Удовольствия — море! В воде можно продолжить обучение счету, предложив малышу поднимать со дна заданное количество ложек, кубиков, камешков и т. д. В бассейне, в конце концов, можно закаляться. Для этого (элементарный способ) надувная емкость по щиколотку заполняется холодной водой, и мама с малышом играют в ней в футбол. Ощущение горящих ног во время матча — верный признак того, что закалка пошла на пользу.

Особенно завораживающе действует на Марину струя воды. К ее изменчивости (превращению холодной в горячую, тонкой в широкую) и каскаду брызг она уже привыкла. Но вот что непостижимо: поток воды нельзя схватить, зажать в ладошке. По крайней мере, пока у Марины это не получается. И что самое возмутительное, струю никак не удается укусить!